ООО "АБФ  "Ренессанс"
  наши телефоны: +7 (495) 726-47-08
  e-mail: abf-renessans@mail.ru

 

 

Статья Баханьковой Е.Р. о целевом использовании средств в некоммерческих организациях.

 

В статье выделятся основные сложности построения системы раздельного учета.


12.03.2017 22:33/читать дальше...

Статья Баханьковой Е.Р.  о бухгалтерском учете  для целей управления некоммерческой организацией. 2010 год. Подход актуальный и сегодня.


18.05.2016 16:35/читать дальше...

Статья Баханьковой Е.Р. Из Материалов для  школы актива НКО по заказу МДОО, 2009 год


18.07.2015 23:46/читать дальше...

Баханькова Е.Р.

Деятельность российского третьего сектора направлена на привлечение средств и направление их для достижения общественно полезных целей. Вопрос финансирования третьего сектора - это вопрос, от которого напрямую зависит его будущее. Материальное и финансовое положение НКО во многом определяется их особенностями. Привлечение средств из различных источников, с одной стороны, обеспечивает независимость третьего сектора, с другой, ведет к нестабильному характеру финансирования, постоянной ограниченности денежных средств и невозможности создания стабильной  материальной базы. В статье рассмотрены основные моменты учета доходов и расходов в НКО.


19.01.2015 00:23/читать дальше...

Инвентаризация активов и обязательств.

Инвентаризация проводится ежегодно перед сдачей отчетности для подтверждения отдельных показателей. Закон 402-ФЗ об инвентаризации:

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Инвентаризация –это физический контроль  соответствия фактического наличия имущества, денежных средств,  долгов и обязательств данным учета и отчетности. Наряду с составлением графика документооборота, о котором мы говорили выше, и отчетом ревизионной комиссии, о которой речь пойдет далее, инвентаризация является способом контроля, предусмотренным законодательством для  некоммерческих организаций.

 Иными словами, проведение инвентаризации обязательно, а так как процесс этот ресурсоемкий, требует участия многих сотрудников, составления большого числа документов, то проводить ее формально,  только для соблюдения норм законодательства было бы неразумно с точки зрения эффективности использования ресурсов некоммерческой организации. Для того чтобы использовать инвентаризацию для контроля и анализа финансовой деятельности важно на этапе планирования инвентаризационного процесса поставить задачи и определить ожидаемые результаты и показатели, на которые важно обратить внимание при проведении фактической проверки состояния имущества и обязательств.


21.12.2014 17:02/читать дальше...

Штрафы при отсутствии заключения аудитора для Открытых акционерных обществ

В соответствии с.п.2 статьи 15.23.1 Федерального закона № 9-ФЗ от 9 февраля 2009 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и федеральный закон «О рынка ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг» нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) -

влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

- на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года;

на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 52 Федерального Закона 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, проекты решений общего собрания акционеров, предусмотренная пунктом 5 статьи 32.1 настоящего Федерального закона информация об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

 

Штрафы при отсутствии заключения аудитора для Обществ с ограниченной ответственностью

  

В соответствии с.п.11 статьи 15.23.1 Федерального закона № 9-ФЗ от 9 февраля 2009 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и федеральный закон «О рынка ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг» незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью -

влечет наложение административного штрафа

 - на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

- на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с п.3 статьи 36 Федерального Закона 26 декабря 1995 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» к информации и материалам, подлежащим предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания участников общества, относятся годовой отчет общества, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизоры) общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, а также иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Председатель Комитета по обязательному аудиту                          Е.В.Анохова


09.12.2014 08:42/читать дальше...

   При организации учета медикаментов следует руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ № 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий", в Приложении №9 этого приказа приведен перечень изделий медицинского назначения.   Кроме того, рекомендуем утвердить порядок хранения, передачи и списания медикаментов в соответствии со следующими нормативными документами Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (глава 10 "Фармацевтическая деятельность") Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 "О Порядке отпуска лекарственных средств"     В бухгалтерском учете, в учетной политике необходимо утвердить формы для учета медикаментов, например,Лекарства и медицинские препараты списываются по форме 2-МЗ» ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРЕДМЕТНО-КОЛИЧЕСТВЕННОМУ УЧЕТУ»Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница .Материально ответственные лица ведут учет медикаментов в книге (ф. 0504042) или карточке (ф. 0504043) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству. ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ПО УЧЕТУ ЛЕКАРСТВ: (Порядок утвердить как локальный нормативный акт).Основным документом, регулирующим отношения по реализации лекарственных средств, является Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ, действующей с 1 января 2011 года).Об этом свидетельствуют и нормы Классификатора продукции ОК 005-93 (утвержден постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301).В нем препараты входят в группу «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения» (код 93 0000).Если спортивная организация покупает препараты только для использования в деятельности, какая-то специальная лицензия ей не требуется.Хранить средства для лечения нужно в строгом соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. № 706н (ст. 58 Закона № 61-ФЗ).В частности, помещения, предназначенные для хранения медикаментов, должны быть оборудованы кондиционерами, стеллажами, шкафами, поддонами, подтоварниками и другим оборудованием (п. 5 Правил).Отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой, чтобы была возможность проведения влажной уборки (п. 6 Правил).Хранящиеся лекарственные средства должны быть идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей соответствующую информацию (наименование, форму выпуска и дозировки, номер серии, срок годности, наименование производителя лекарственного средства), в том числе при помощи кодов и электронных устройств.Лекарственные средства с ограниченным сроком годности учитывают на бумаге или в электронном виде с архивацией (п. 11 Правил).Препараты следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды (п. 5.4 ОСТ 91500.05.0007-2003). Лекарства с истекшим сроком годности должны храниться отдельно от других групп препаратов – в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне (п. 12 Правил)

Установлен новый перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету

Приказ Минздрава России от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" Перечень состоит из трех частей: лекарственные средства - фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (их соли, изомеры, стереоизомеры), включенные в списки II, III, IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в сочетании с фармакологически активными веществами (при включении их в перечень отдельной позицией); лекарственные средства - фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества (их соли, изомеры, простые и сложные эфиры, смеси и растворы независимо от концентрации), внесенные в списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ, в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества в сочетании с фармакологически активными веществами (при включении их в перечень отдельной позицией); комбинированные лекарственные препараты, содержащие кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества. Признан утратившим силу перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785. . Если эти условия не соблюдаются, организация может быть привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (подтверждает это постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2010 г. № А75-2990/2010). Штраф за данное нарушение составляет от 30 000 до 40 000 руб. Статьей 59 Закона № 61-ФЗ определено, что при уничтожении лекарственных средств следует руководствоваться Правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 674. Определено, что изъятию и уничтожению подлежат: 1) недоброкачественные, фальсифицированные препараты; 2) контрафактные лекарственные средства !!!Непосредственно уничтожать препараты могут только те организации, которые имеют соответствующую лицензию (на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований охраны окружающей среды). Стоимость биопрепаратов, медикаментов, а также дезинфицирующих средств, организации могут списать в целях налогообложения прибыли в составе материальных расходов. Стоимость препаратов, списанных по истечении срока годности, также можно признать в расходах (письмо Минфина России от 8 июля 2008 г. № 03-03-06/1/397). Средства, необходимые для лечения должны отражаться на счете 10 «Материалы» К бухучету лекарства принимаются по фактической себестоимости, которой признается сумма затрат организации на их приобретение, доставку, за исключением возмещаемых налогов (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Затраты, связанные с лечением, отражаются по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а в конце месяца списываются в дебет счета 25. При этом расход медицинских принадлежностей и биопрепаратов оформляют актами, составленными на основании записей и регистрации по амбулаторному журналу. Акт подписывает врач и утверждает руководитель организации.  


11.11.2014 16:07/читать дальше...
У многих организаций, если не у большинства, юридический адрес не совпадает с фактическим, не по злому умыслу, а потому, что адрес по правилам необходимо указать уже в заявлении на регистрацию организации. Ну а арендовать официально помещение на незарегистрированную фирму — задача нетривиальная. Поэтому юридические фирмы, помогающие с регистрацией, часто предоставляют клиентам и юридический адрес. До недавнего времени всех это устраивало, и фирмы прекрасно общались друг с другом и с государством по фактическому адресу. Затем государственные органы, и в первую очередь, налоговую службу данная ситуация перестала устраивать.
 По действующему законодательству нет такого термина как "юридический адрес", есть термин "место нахождения" организации.

Государственные органы (а особенно налоговая инспекция) требуют указывать юридический адрес организации по фактическому адресу. Но зачастую это не удобно тем, что при смене по каким-то причинам фактического адреса, необходимо менять юридический адрес и вносить изменения в учредительные документы организации, что нередко влечет переход из одной налоговой инспекции в другую. Надо сказать, что смена налоговой достаточно долгий процесс, который в лучшем случае влечет выверку по налогам с последующей оплатой всей задолженности перед бюджетом.

При регистрации, НКО, как правило, сталкивается со множеством других, более важных, на первый взгляд, вопросов, нежели вопрос об адресе. Но в дальнейшем, он становится достаточно существенным. Рассмотрим ситуацию и ее последствия более детально.

Начнем с того, что в Гражданском Кодексе РФ, основном документе, регламентирующем гражданские отношения, встречается только один «адрес» - место нахождения юридического лица.

А фактический адрес? Может ли его не быть вообще?

Не иметь вообще фактического адреса организация не может, на то он и фактический. Наиболее распространенные возможные с точки зрения проверяющих органов ситуации:
1/ Юридический и фактический адреса совпадают. Вы расположены там же, где зарегистрированы.
2/ Юридическое лицо зарегистрировано по адресу регистрации (или прописки) учредителя (или одного из учредителей) - физического или юридического  лица, - но расположено по другому адресу. Тогда юридический адрес не совпадает, с фактическим, но это как бы в порядке вещей.

В реальной ситуации возможны и другие варианты, поэтому рассмотрим возможные последствия несовпадения юридического и фактического адресов.

 Начнем с истории.

 В 2002 году были изменены правила государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем, все юридические лица должны были пройти процедуру перерегистрации. Два нововведения того периода позволяют сегодня налоговым органам привлекать к ответственности организации и должностных лиц.


Первое - с 2002 года был введен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, т.е. регистрирующий орган (в настоящее время это налоговая инспекция) при государственной регистрации юридического лица не имеет права производить юридическую экспертизу представленных документов. Но заявительный характер регистрации характеризуется не только исчерпывающим перечнем формальных оснований для отказа в государственной регистрации, но и возможностью последующего привлечения юридических лиц, предоставивших недостоверные сведения, к ответственности.
Второе - это изменение определения "местонахождения юридического лица". Ранее "местонахождение юридического лица" определялось местом его государственной регистрации (т.н. "юридический адрес"). С 2002 года "местонахождением юридического лица" является именно то место, где осуществляет свою деятельность постоянно действующий исполнительный орган организации (например, генеральный директор). В учредительных документах "место нахождения юридического лица" должно быть указано обязательно.

 Рассмотрим, как этот вопрос отражен в нормативных  документах.

 По гражданскому кодексу, место нахождения (то есть юридический адрес) определяется местом его государственной регистрации. Учредительными документами может быть установлено, что местом нахождения организации является место постоянного нахождения его органов управления ( например, руководителя) или основное место его деятельности (фактический адрес, совпадающий с юридическим).

На основании п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ в учредительных документах юридического лица должно быть определено место его нахождения.

 В учредительных документах указывается только одно место его нахождения. Юридическое лицо может иметь на праве собственности, ином вещном праве или на основании договоров множество нежилых помещений, в которых располагаются его структурные подразделения, но в качестве места нахождения им указывается только один адрес.
Изменение места нахождения юридического лица осуществляется на основании решения уполномоченного органа юридического лица в соответствии с законом о соответствующем виде юридического лица.

 В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

 Закон "О государственной регистрации юридических лиц» определяет условия регистрации новой организации по определенному адресу - исполнительный орган должен быть действующим постоянно и находится по адресу, указанному в заявлении о регистрации.
В соответствии с Федеральным законом  « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также нет определения юридического адреса, а определено понятие «Адрес  (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом»

 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г.)

  

Статья 5.

«Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.»

  

Для некоммерческих организаций также при регистрации необходимо указывать адрес ( место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа. После внесения изменений в закон « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" соответствующие изменения были внесены также и в основной для НКО закон 7-ФЗ.

Закон 7-ФЗ

 Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации

2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

 Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

 

Аналогичные изменения внесены и  в закон « Об общественных объединениях».

 

Федеральный закон «Об общественных объединениях» №82-ФЗ от 10 мая 1995 г, в редакции закона №19-ФЗ от 02.02.2006


Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений

 

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

 Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением»

 Иными словами, в четырех основных нормативных документах, относящихся к НКО, нет понятия юридический или фактический адрес.

 Юридический адрес - это исторически сложившееся понятие делового оборота, твердо укрепившееся в сознании, определяющее в какой территориальной налоговой инспекции юридическое лицо стоит на учете.

Фактический адрес появился благодаря «творческой» инициативе чиновников налогового ведомства в борьбе со сложившейся практикой несовпадения юридических адресов, купленных для прохождения процедуры государственной регистрации, с реальным местом нахождения юридического лица.

По сути юридический адрес является ни чем иным, как адресом места нахождения некоммерческой организации, указанным в учредительных документах.

При несовпадении юридического и фактического адресов у организации возникают определенные проблемы - государственные органы никогда не разбираются, какой адрес является фактическим а какой юридическим, и всю корреспонденцию в адрес организации присылают на юридический адрес. Т.о. корреспонденция, приходящая на юридический адрес организации может просто затеряться. Это может привести к крайне нежелательным последствиям, например организация узнает о том, что  в 10-дневный срок необходимо предоставить какие-либо документы в ИФНС или во внебюджетные фонды только после того, как на организацию уже выписан штраф за несвоевременное предоставление документов или приостановлены операции по счетам в банках, за отказ о предоставлении информации о перечисленных платежах.

Федеральная налоговая служба неоднократно высказывала позицию, что юридический и фактический адрес ( т.е. место нахождения организации, указанное при регистрации и адрес ее фактического офиса должны совпадать. В своих письмах ФНС ссылается в частности  на  Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.01.2000 года № 50,  в котором освещается вопрос о внесении изменений в учредительные документы  в связи с изменением Федеральных законов. В нем говорится, что суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить организации принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом. Важно отметить, что  данное письмо носит рекомендательный характер.

 В то же время,  закон о государственной регистрации юридических лиц определяет местонахождение организации, как местонахождение постоянно действующего исполнительного органа, что во многих случаях не совпадает с юридическим адресом организации.

У организации может быть почтовый адрес для связи, а фактический адрес на практике довольно часто меняется.

 Важно отметить, что  в соответствии со ст. 25 п. 1 Закона о государственной регистрации юридических лиц, несоответствие юридического адреса и фактического местонахождения общества может рассматриваться как предоставление недостоверных сведений или несвоевременное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. В этом случае на руководителя в соответствии со ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях  может быть наложен административный штраф  в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

 

Самая простая рекомендация- внести изменения в учредительные документы общества в связи с изменением места нахождения общества по адресу аренды.

К сожалению,  реальной жизни это не всегда возможно.

 Зарегистрироваться по месту фактического пребывания  вновь создаваемой организации практически нереально. Дело в том, что организации, которые только начинают работать, снимают офис в зданиях НИИ, вузов и прочих  бюджетных учреждений, которые часто не имеют права сдавать площади в аренду. Многие некоммерческие организации арендуют помещения на льготной основе у государства. Получить при этом юридически грамотно оформленные документы, которые необходимы для перерегистрации адреса не всегда возможно. Так как в договорах об аренде, например, муниципального имущества, часто вводится запрет на предоставление адреса аренда в качестве юридического.

Часто арендодатели используют нелегальные схемы - к примеру, часть арендной платы принимается наличными без всяких документов. Арендодатели в этой ситуации просто не разрешат  организации регистрироваться по месту пребывания.

Впрочем,  и для уже существующих организаций, перерегистрация доставит массу хлопот. Нужно собрать  большое количество документов, внести в них изменения, сняться с учета в прежней налоговой инспекции, встать на учет в новую.

Если принять во внимание, что многие организации меняют офис раз в два-три года, данное  правило превратит их  жизнь в нескончаемый процесс перерегистрации.


17.03.2013 14:38/читать дальше...

 

Виды контроля НКО.

 Под методами контроля понимают приемы и способы его осу­ществления.

Среди основных методов финансового контроля различают'.
-наблюдение;
-проверку;
-обследование.

Выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы. Например, аудитор в ходе проверки может применять только документальные методы; в ходе налоговой проверки могут проверяться только те документы, которые касаются начисления и перечисления в бюджет налогов. Наиболее широкие полномочия, как правило, реализуются при вышестоящем или внутрихозяйственном контроле, так как полномочия служб внутреннего контроля ограничиваются только локальными нормативными актами.

Таким образом, уже из определения понятно, что прежде чем говорить о методах контроля необходимо определить  какие субъекты его осуществляют.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций может быть внутренним и внешним.

 Внешний контроль

 Внешний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью НКО осуществляется, во-первых, непосредственно государством, во-вторых, через аудит, в-третьих, организациями и физическими лицами, предоставившими средства для некоммерческой деятельности (жертвователями, грантодателями, донорами).

 Государственный контроль деятельности НКО  по линии соблюдения гражданского законодательства осуществляется следующими организациями.

Прокуратурой Российской Федерации. Она контролирует соблюдение законов общественными объединениями (согласно статье 38 ФЗ «Об общественных объединениях). В случае обнаружения нарушений, Прокуратурой РФ вносится представление об их устранении.

Органом, регистрирующим некоммерческие организации - Министерством юстиции и его территориальными управлениями. Он выполняет контроль за соответствием  деятельности некоммерческой организации ее уставным целям. Указанный орган вправе:

запрашивать у руководящих органов некоммерческой организации ее распорядительные документы;

направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческими организациями мероприятиях.

В случае выявления нарушений некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, регистрирующим некоммерческие организации, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное органом, регистрирующим некоммерческие организации, может быть обжаловано некоммерческими организациями в судебном порядке.

Если некоммерческая организация получила более двух представлений от Прокуратуры РФ или более двух предупреждений в письменной форме от зарегистрировавшего ее органа, некоммерческая организация может быть ликвидирована  по решению суда в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 Государственный финансовый контроль за деятельностью НКО  возложен на Счетную палату РФ и другие контрольные органы Российской Федерации, включая Центральный банк Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление,  Министерство финансов Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Государственную налоговую службу Российской Федерации, Департамент налоговой полиции Российской Федерации, Министерство имущественных отношений РФ.

Деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций является объектом ревизии со стороны Счетной палаты и КРУ Минфина РФ, Министерства имущественных отношений РФ в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Организации, получающие целевое финансирование от международных и отечественных организаций (Мировой банк реконструкции и развития, Общественная палата и т.д.) являются субъектами ревизии целевых средств.

 Контроль Федеральной налоговой службы Российской Федерации имеет своим предметом  налогообложение. Налоги являются значительной по своей величине составной частью доходов бюджета России, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Уплачивает налоги в той или иной форме каждая организация, в том числе и некоммерческая. Уплата их регламентируется законами и инструкциями, по отдельным пунктам, которые могут трактоваться неоднозначно, публикуются разъяснения налоговых органов.

Ревизия налогообложения может быть камеральной и выездной.

При камеральной налоговой проверке налогоплательщик представляет непосредственно в налоговый орган налоговые декларации и документы, на основании которых они составлены, а также документы об уплате налогов. Эти документы сопоставляются с теми документами, которые находятся в налоговых органах. Налоговый орган может запросить у налогоплательщика и дополнительные сведения, касающиеся уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка производится по месту нахождения проверяемой организации. Это частичная тематическая проверка. Она ограничивается по объекту проверки (один или несколько налогов), по времени (не более двух месяцев, в исключительных случаях три месяца) и периодичности ее проведения (не больше одного раза в год по одному и тому же налогу).

Если организация имеет филиалы или представительства на проверку каждого из них отводится дополнительно по одному месяцу.

Если при проведении камеральных и выездных проверок у ревизоров налоговых органов появилась необходимость в получении информации о деятельности налогоплательщика, связанной с другими юридическими и физическими лицами налоговый орган может потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности налогоплательщика.

 Проверке государственными органами подлежат также средства государственных внебюджетных фондов социального страхования и обеспечения.

Проверка средств пенсионного фонда производится районным уполномоченным ПФР. Проверка может быть камеральная или с выездом в соответствующую организацию.

Проверка проводится на основе расчетных ведомостей по взносам в ПФР и данным по начислению заработной платы. таким образом эта проверка может быть отнесена к тематическим.

При камеральной проверке инспектор ПФР обычно ограничивается расчетно-платежными ведомостями по заработной плате, расчетами по начислениям в ПФР и копиями банковских выписок о перечислении средств.

При выездной проверке инспектор ПФР использует все документы о штатном составе сотрудников и начисленных им суммах.

Порядок проверки формирования и использования средств Фонда социального страхования и формирования средств Фондов обязательного медицинского страхования, а также начисления финансовых санкций в эти фонды аналогичен ПФР.

  Аудиторский контроль не относится к государственному, хотя и косвенно регулируется государством законодательно и через систему аттестации аудиторов.

В настоящее время некоммерческие организации могут подлежать обязательному аудиту по трем критериям:

1.Одним из них является организационно-правовая форма некоммерческой организации. По этому критерию ежегодному обязательному аудиту подлежат фонды, которые формируются за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц (включая благотворительные и общественные).

2.Другим критерием является такой финансовый показатель, как валюта баланса. По этому критерию ежегодному обязательному аудиту подлежат некоммерческие организации при величине валюты баланса за предыдущий год свыше 60 млн. рублей.. 3.Для некоммерческих организаций, ведущих предпринимательскую деятельность, используется также другой финансовый показатель – выручка от реализации продукции, работ, услуг). Если за предшествующий год она составляет 400 млн. рублей, то некоммерческая организация также будет подлежать обязательному ежегодному аудиту.

 Остальные некоммерческие организации могут заключать договоры с аудиторскими организациями на инициативный аудит или на выполнение сопутствующих аудиту услуг (консультационных, информационных и т.д.).

Обязательный аудит – эта проверка по особой методологии. Ее результатом является выдача аудиторского заключения с выражением мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемой организации во всех существенных отношениях.

 Контроль со стороны организаций и физических лиц, предоставивших средства для некоммерческой деятельности (жертвователи, грантодатели), осуществляется только на базе поступившей к ним отчетности, если иное не предусмотрено соглашениями о выделении целевых средств..

 Внутренний контроль.

 Формы внутреннего контроля предусмотрены законодательством лишь для отдельных организационно-правовых форм НКО. Вместе с тем, наличие внутреннего контрольного органа и место его в системе управления НКО (как и любое решение, которое не противоречит законодательству) может быть отражено в уставе или если об этом принято решение высшим органом управления, установлена подчиненность и источник финансирования.

Некоммерческие организации могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах:

Потребительская кооперация, в т.ч.

Потребительское общество,

Союз потребительских обществ.

Фонд;

Государственная корпорация;

Некоммерческое партнерство;

учреждение (негосударственное);

Автономная некоммерческая организация;

Ассоциация или союз (объединение юридических лиц);

Общественное объединение, в т.ч.

Общественная организация;

Общественное движение;

Общественное движение;

Общественный фонд;

Общественное учреждение;

Орган общественной самодеятельности.

Религиозное объединение (организация), в т.ч.

Религиозное объединение;

Религиозная организация;

Религиозное учреждение.

 Обязательный внутренний контроль предусмотрен для фонда согласно пункту 3 статьи 7 ФЗ «О некоммерческих организациях».

«Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями».

 Обязательный внутренний контроль предусмотрен также для общественных объединений согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» от19 мая 1995 года N 82-ФЗ.

 В статье 6 говорится, что на съезде (конференции) или  на общем собрании учредителей общественного объединения (физических лиц и юридических лиц - принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Согласно пункту 2 статьи 20 контрольно-ревизионный орган общественного объединения должен быть предусмотрен ее Уставом.

ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах» от 19 июня 1992 года N 3085-1 (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ) предусмотрено создание ревизионной комиссии у потребительского общества и контрольно-ревизионного управления у союза потребительских обществ.

Согласно ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года                                        N 66-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.11.2000 N 137-ФЗ) в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается            состав и компетенция органов контроля. В него может быть избран любой член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

В статье 25 этого закона говорится, что контроль за финансово - хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек на срок два года. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия регулируются положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).

Ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна общему собранию членов такого объединения. Перевыборы ревизионной комиссии (ревизора) могут быть проведены досрочно по требованию не менее чем одной четверти общего числа членов такого объединения.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) некоммерческого объединения несут ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.

Ревизионная комиссия (ревизор) обязана:

1) проверять выполнение правлением такого объединения и председателем правления решений общих собраний членов такого объединения (собраний уполномоченных), законность гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления таким объединением, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность такого объединения, состояние его имущества;

2) осуществлять ревизии финансово - хозяйственной деятельности такого объединения не реже чем один раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии (ревизора), решению общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) либо по требованию одной пятой общего числа членов такого объединения или одной трети общего числа членов его правления;

3) отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;

4) докладывать общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления таким объединением;

5) осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением такого объединения и председателем данного правления заявлений членов такого объединения.

 Источники информации для контроля и оценки.

             В общем случае информационной базой для контроля за деятельностью НКО служит отчетность. Некоммерческие организации обязаны предоставлять четыре вида отчетности внешним структурам: бухгалтерскую, статистическую, налоговую, отчет о деятельности.

Источниками информации для финансового контроля за деятельностью некоммерческих организаций являются  данные бухгалтерского учета.

 Методы контроля

 Методы контроля можно разделить на методы документального контроля данных бухгалтерского учета и отчетности, методы фактического контроля наличия имущества.

Методы документального контроля данных бухгалтерского учета:

*                    формальная проверка документов (Например: наличие всех обязательных реквизитов в первичных документах и т.д.),

*                    арифметическая проверка документов (Например: проверка правильности остатка на конец дня в кассовой книге),

*                    проверка юридической законности хозяйственных операций (наличие договоров, контрактов, соответствие операций нормативно-правовым актам),

*                    встречная проверка первичных документов и записей в учетных регистрах в организациях с которыми проверяемый объект находится в расчетных отношениях,

*                    аналитические приемы (сравнения и т.д.)

Методы фактического контроля наличия имущества (органолептические):

*                    инвентаризация,

*                    визуальное наблюдение за порядком ведения складского учета, выдачей наличных денег, сохранностью наличных денег при их сдаче и получении из банка, за контрольно-пропускным режимом,

*                   служебное расследование.

 Помимо перечисленных методов можно выделить также финансовый контроль отдельных направлений деятельности некоммерческих организаций:

  • Ревизия основных средств
  • Ревизия кассы
  • Ревизия финансовых вложений
  • Ревизия расчётов
  • Ревизия хозяйственных договоров
  • Ревизия внешнеэкономической деятельности
  • Ревизия целевых поступлений и целевого использования средств

  Встречная проверка первичных документов и записей в учетных регистрах в организациях с которыми проверяемый объект находится в расчетных отношениях в аудите вызывает большие трудности, поскольку этот момент законодательно не урегулирован и содержащаяся в первичных документах и учетных регистрах информация третьих сторон является коммерческой тайной. При ревизии ревизующий орган может быть прямое распоряжение проверить любую организацию в меру ее отношения к государственным бюджетным и внебюджетным средствам.

Инвентаризация проводится ревизором в обязательном порядке, инвентаризация (ревизия) кассы - сразу же по прибытии в ревизуемую организацию. Аудитор участвует в проведении инвентаризации и только для оценки эффективности системы внутреннего контроля проверяемой организации.

Ревизия проводится за период от предыдущей проверки до момента начала следующей. Например, если дата начала последней ревизии 22 ноября 2011 года, а следующая ревизия назначена  на 1 декабря 2012 года, то при ее проведении будут проверены документы за период с 22 ноября 2011 года по 1 декабря 2012 года. Аудит, как правило, ограничивается календарным годом, аудиторская проверка при этом будет проводиться после составления отчетности. В отдельных случаях ревизорская проверка более обширна, чем аудиторская. Например, аудитор выявляет  несоответствие между данными статей отчетности с остатками по счетам в учетных регистрах и неправильную оценку статей баланса. Проверяющие из налоговой инспекции (ревизоры) будут проверять также неполное заполнение отчетности, отсутствие взаимной увязки статей отчетности, несоблюдение сроков представления отчетной информации.

Альтернативными источниками информации являются данные, которые получены от третьей стороны.

При государственных бюджетных или налоговых проверках эта информация может быть получена из отчетности третьей стороны, либо путем тематической или общей проверки самой третьей стороны. При аудиторской проверке такая информация может быть получена по запросу самой проверяемой организации, либо по запросу аудиторской организации.

 Инвентаризация

К внутренним способам контроля относится инвентаризация.

Инвентаризация –это физический контроль  соответствия фактического наличия имущества, денежных средств,  долгов и обязательств данным учета и отчетности.

Наряду с составлением графика документооборота, о котором мы говорили выше, и отчетом ревизионной комиссии, о которой речь пойдет далее, инвентаризация является способом контроля, предусмотренным законодательством для  некоммерческих организаций.

 Иными словами, проведение инвентаризации обязательно, а так как процесс этот ресурсоемкий, требует участия многих сотрудников, составления большого числа документов, то проводить ее формально,  только для соблюдения норм законодательства было бы неразумно с точки зрения эффективности использования ресурсов некоммерческой организации. Для того чтобы использовать инвентаризацию для контроля и анализа финансовой деятельности важно на этапе планирования инвентаризационного процесса поставить задачи и определить ожидаемые результаты и показатели, на которые важно обратить внимание при проведении фактической проверки состояния имущества и обязательств.

 Основные цели инвентаризации.

 Основными целями инвентаризации, определенными законодательно, являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

 Несмотря на то, что составление графика документооборота, проведение инвентаризации и ревизия деятельности  находятся в компетенции руководителя или (в случае ревизии) высшего органа управления, финансовому менеджеру важно принимать участие в планировании всех этих процессов, чтобы в результате получить необходимые данные для финансово-экономического анализа и финансового планирования на будущее.

 Таким образом, формируется еще группа внутренних целей инвентаризации для некоммерческой организации:

  • осуществление контроля за имеющимися ресурсами;
  • получение информации для финансово-экономического анализа и планирования на будущее;
  • оценка и документальное подтверждение ресурсов организации, которые могут быть внесены в качестве собственного вклада НКО в планируемые проекты.

 Для того чтобы организовать процесс проведения инвентаризации с максимальной пользой и отдачей для некоммерческой организации  важно понять, как этот вопрос регулируется законодательно, чтобы определить какую информацию можно получить в результате этого процесса, на каком этапе, каким образом ее собирать и обрабатывать.

  Порядок проведения инвентаризации.

 Согласно законодательству организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.  В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

 Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

 Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученное в безвозмездное пользование и т.д.), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

В некоммерческих организациях часто составляются договоры на пользование имуществом, а также договорами целевого финансирования предусматривается, что имущество, приобретаемое по проекту, не является собственностью организации и может быть изъято донором. В этом случае инвентаризация всего этого имущества производится отдельно.

Особенностью некоммерческой организации является наложение донорами ограничений по использованию имущества. Например, если в договоре о гранте указано, что по окончании срока проекта оборудование, приобретенное на средства гранта, должно использоваться на уставную деятельность, не связанную с извлечением дохода, то инвентаризация такого имущества, даже если оно находится в собственности организации, также производится отдельно.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.

 Порядок проведения инвентаризаций, их количество, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д. определяются руководителем организации. Порядок должен быть закреплен в учетной политике организации, а также в распоряжении руководителя о проведении инвентаризации в конкретные сроки.

 Обязательная инвентаризация.

Законодательно предусмотрены ситуации, когда проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отчет ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия является органом внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации.

Обязательность ее наличия установлено законодательно только для отдельных форм некоммерческих организаций.

 Законодательные документы, определяющие обязательное наличие ревизионной комиссии для некоммерческих организаций определенных организационно-правовых форм и видов: 

№ п/п

Организационно-правовая форма и вид некоммерческой организации

Законодательство

1

Общественное объединение

ФЗ «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года

2

Политическая партия как одна из форм общественного объединения

ФЗ «О политических партиях» № 95-ФЗ от 11 июля 2001 года

3

Негосударственные пенсионные фонды

ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 7 мая 1998 года

4

Потребительское общество (ревизионная комиссия)

ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах» от 19 июня 1992 года N 3085-1 (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ)

5

Союз потребительских обществ (контрольно-ревизионное управление)

ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах» от 19 июня 1992 года N 3085-1 (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ)

6

Товарищество собственников жилья

Приказ Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 3 августа 1998 года № 35 «Об утверждении примерного устава товарищества собственников жилья»

7

Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческого объединения

ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года                                        N 66-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.11.2000 N 137-ФЗ)

8

Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов

ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ.

9

Благотворительные организации

ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ  от 11 августа 1995 года

  


14.03.2013 13:25/читать дальше...