Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
ООО "АБФ  "Ренессанс"
Независимый взгляд на ваш бизнес
  наши телефоны: +7 (495) 726-47-08
  e-mail: abf-renessans@mail.ru

 

« Назад

Бухгалтерский учет и отчетность некоммерческой организации для принятия решений  18.05.2016 13:35

Бухгалтерский учет и отчетность для принятия решений

 

 

Для финансового управления необходимо знать обязанности организации перед внешними и внутренними пользователями.

В общем случае некоммерческие организации обязаны отчитываться перед своими участниками, членами учредителями- отчет о деятельности на заседании высшего органа управления, отчет ревизионной комиссии об исполнении бюджета и т.д.- отчеты, предусмотренные организационно-правовой формой и уставом НКО.

Внешняя отчетность некоммерческих организаций предусмотрена законодательно. По закону  7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью некоммерческой организации осуществляется уполномоченными органами.  Для этих целей НКО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность.

Предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

 

Внешняя отчетность для большинства организаций третьего сектора состоит из:

1.Бухгалтерской отчетности (баланс и приложения к нему, в том числе пояснительная записка и аудиторское заключение, если это предусмотрено законом).

2.Налоговой отчетности- в зависимости от системы налогообложения и наличия объектов налогообложения

3.Статистической отчетности

4.Отчетности в  органы Минюста –о деятельности НКО, представляются утвержденные формы в зависимости от типа НКО.

 

Именно по этому специалисту, осуществляющему финансовое управление в организации необходимо знание бухгалтерского учета.

 

Бухгалтерский учет и данные финансовой отчетности представляют собой информационную базу для принятия управленческих решений в области финансов любой организации.

В основе подготовки финансовых отчетов лежит процесс учета внутри предприятия. Справедливо будет сказать, что финансовые отчеты невозможно было бы составить без функционирования системы бухгалтерского учета. Следовательно, есть основание для того, чтобы потратить немного времени на ознакомление с бухгалтерским учетом. Мы не ставим своей целью его изучить, а поговорим об основных принципах ведения бухгалтерского учета и о том, какую информацию менеджер может получить из бухгалтерских и  отчетных данных.

 

Бухгалтерский учет представляет собой важный элемент инфраструктуры экономики, связывающий все три сектора - государственный, коммерческий и некоммерческий.

За многие годы бухгалтерскому учету было дано множество определений. Общепризнанным определением среди практиков и преподавателей является следующее:

 

Бухгалтерский учет-система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном измерении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных операций.

 

Задача бухгалтерского учета состоит в том, чтобы создавать финансовую информацию о предприятии, которая считается уместной для различных заинтересованных сторон. Цель этой информации – оказывать влияние на решения.

 

Следовательно, роль бухгалтерского учета и в конечном счете финансовых отчетов состоит в том, чтобы помогать людям вырабатывать квалифицированные суждения и решения относительно хозяйственной единицы (организации). По существу, учетная и финансовая информация - это специальный вид услуг. Типичные решения, принимаемые отдельными людьми  отношении организации, касаются таких вопросов, как: выделять ли деньги организации или нет, искать ли работу в организации, осуществлять ли совместные проекты с данной НКО и т.д.. Конечно, некоторые из этих решений будут приниматься без использования финансовой информации. Однако ее использование скорее всего повысит качество принимаемого решения.

 

Так как бухгалтерский учет является информационной базой, где формируются данные, он должен осуществляться с соблюдением определенных принципов, которые будут способствовать соблюдению требований финансовой информации.

 

Принципы ведения бухгалтерского учета:

 

  1. 1.     Непрерывность

 

Полное отражение всех хозяйственных процессов во времени, последовательность записей.

 

  1. 2.     Двойная запись

 

Отражение объектов по двум направлениям в разрезе средств и источников.

 

  1. 3.     Достоверность

 

Нейтральность данных, отсутствие ошибок и пристрастных оценок

 

  1. 4.     Документальность

 

Обоснованность отражения данных, возможность проверки

 

  1. 5.     Сопоставимость

 

Последовательность применяемых методов учета, применение методов, используемых в других организациях.

 

  1. 6.     Денежная оценка объектов учета

 

Использование универсального измерителя для оценки всех объектов учета.

 

 

 

Требования бухгалтерского учета

 

  1. Своевременность учета или хронологичность
  2. Точность и объективность
  3. Полнота учета или систематичность
  4. Ясность и доступность
  5. Рациональность.

 

Как уже отмечалось,  финансовая информация – это информация об организации, которая может быть представлена в цифровом выражении. При этом бухгалтерский учет призван обеспечивать предоставление информации в едином денежном измерении. Однако для целей финансового управления денежная оценка не является исчерпывающей, поэтому данные бухгалтерского учета представляют информацию и в других измерителях:

 

Измерители  объектов учета:

  • натуральные
  • трудовые
  • денежные.

 

Первичные документы оформляются в момент совершения операции, принимаются к учету, если составлены по форме и имеют необходимые реквизиты.

На основе первичных документов для целей контроля и упорядочения обработки данных о совершенных операциях составляются сводные бухгалтерские документы. Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, для отражения ее в бухгалтерском учете и отчетности.

 

Бухгалтерский учет в широком смысле можно разделить на три основных вида учета, каждый из которых представляет данные для целей финансового управления.

 

Виды учета:

  • оперативный

в нем осуществляется сплошной учет данных на основе первичных документов в момент совершения хозяйственной операции по каждому объекту учета и каждой совершаемой операции.

Учет осуществляется в натуральных, трудовых и денежных измерителях.

 

  • бухгалтерский (buch-книга, halten-держать, нем.)

это вид первичного обобщения данных в регистрах бухгалтерского учета и составления отчетности. Информация представляется в виде денежной оценки.

 

  • статистический

вид информации, представляемой для обобщения характерных показателей, ведется за ряд лет и наибольший интерес представляет для сбора статистических данных о деятельности предприятия для выявления тенденций к изменению и анализа факторов, влияющих на данные изменения. Информация представляется как в денежной форме, так и в натуральных и трудовых измерителях, которые часто не представляются в денежном выражении (например, информация об отработанных человеко-часах и т.д.)

 

. Основными документами по организации системы бухгалтерского учета являются

  1. Закон о бухгалтерском учете (129-ФЗ)
  2. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) или национальные стандарты учета.

 

Рассмотрим ПБУ, какие некоммерческая организация обязана применять, какие может использовать, а какие не будет учитывать в своей деятельности.

 

Прежде, чем говорить о ПБУ, обратим внимание на то, что система налогообложения также может накладывать ограничении на ведение бухгалтерского учета.

В РФ на сегодня существует общий режим налогообложения, и упрощенная система налогообложения(УСН). Для финансового управления важно уяснить, что переход на УСН не освобождает организацию от ведения бухгалтерского учета. 

Метод бухгалтерского учета

 

Рассмотрим основные понятия бухгалтерского учета на схеме.

 

Первичное наблюдение

 

 

 

 

ß

 

 

 

Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета

 

ß

 

 

Текущая группировка

 

 

 

 

ß

 

 

Итоговое обобщение

 

 

 

 

ß

 

 

Документация

 

Инвентариза-ция

 

Оценка

 

Калькуляция

 

 

Счета

 

Двойная запись

 

Баланс

 

Отчетность

 

 

 

Метод бухгалтерского учета есть система способов, обеспечивающая сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое обобщение и подсчет в денежном выражении объектов бухгалтерского учета для осуществления управления  хозяйственной деятельностью.

 

Документация- эта составляющая метода бухгалтерского учета состоит в том, что любая запись должна основываться на документе и любой документ должен найти отражение в бухгалтерском учете. Любая операция должна сопровождаться составлением определенного бухгалтерского документа.

 

Оценка- способ, при помощи которого все операции оцениваются и отражаются в едином денежном измерителе на основе других, применяемых измерителей объектов учета ( трудовых, натуральных).

 

Счета- способ кодирования  операции в системе утвержденных счетов бухгалтерского учета.

Баланс- сравнение актива и пассива, наличия средств и источников их образования и т.д.

Инвентаризация- Сравнение фактического наличия средств и прочего имущества с данными бухгалтерского учета.

Калькуляция- определение фактической себестоимость производства продукции, выполнения работ, услуг.

 

В бухгалтерском учете с помощью метода двойной записи каждая операция отражается на двух счетах. Эта запись на двух счетах называется проводкой.

Проводка показывает  содержание операции

Показать направление движения средств – основная функция двойной записи.

 

Отчетность- способ при котором информация о деятельности организации предоставляется заинтересованному пользователю в регламентированном виде.

 

Бухгалтерский учет неразрывно связан с законодательством и регулируется нормативными документами.

 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из четырех уровней.

 

1.Законодательные акты (Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Закон о бухгалтерском учете и отчетности….)

 

2.Национальные бухгалтерские стандарты (Положения по бухгалтерскому учету), которые принимаются в соответствии с международными стандартами учета (Разрабатываются Министерством Финансов и регистрируются в Министерстве Юстиции)

 

3.Инструктивные письма и другие нормативные акты Министерства Финансов РФ, акты других органов исполнительной власти, не противоречащих нормативным актам Министерства Финансов

 

4.Внутренние документы организации - положение об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т.д.

 

 Основными элементами метода учета являются соответственно: документация, инвентаризация, группировка и обобщение, нормирование, бюджетирование, анализ и контроль.

Документация – первичные документы и машинные носители информации, гарантируют управленческому учету достаточно полное отражение деятельности организации. Первичный учет является основным источником информации управленческого учета.

Инвентаризация – способ определения фактического состояния, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач и хищений. Инвентаризация устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

Группировка и обобщение – способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Сгруппированная информация способствует более эффективному использованию для оценки результатов деятельности и принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Бюджетирование – непрерывный циклический процесс формирования бюджетов, направленный на проведение в соответствие возможностей организации с условиями рынка.

Бюджет – это количественное выражение плана, инструмент координации и контроля его выполнения.

Нормирование – процесс расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов.

Анализ – в процессе анализа выявляются взаимосвязи между подразделениями и по выполнению плановых заданий, отклонения и причин, для принятия соответствующих управленческих решений.

Контроль – завершающий этап планирования и анализа, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения от плановых заданий.

 

Система налогообложения.

 

Поскольку бухгалтерский учет является системой сбора, регистрации и обобщения информации обо всех хозяйственных операциях организации, то в рамках бухгалтерского учета возникает вопрос расчета и учета налоговых платежей. Говоря о бухгалтерии, невозможно обойти вопрос о налогообложении. Система налогообложения оказывает серьезное влияние на финансовое состояние некоммерческой организации - во-первых,  в части учета расходов, во-вторых, как один из методов мотивации деятельности, в-третьих, как один из потенциальных, скрытых источников финансирования НКО.

В зависимости от принятой системы учета организация может выбирать возможные варианты договорных отношений, возможность участия в тех или иных организациях и объединениях или отказ от них. В частности, организация 

 

Некоммерческие организации, наравне с организациями других организационно-правовых форм действуют в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

            1) определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

            2) устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;

            3) определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

            4) устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

            5) определяет формы и методы налогового контроля;

            6) устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

            7) устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

 

Некоммерческая организация (как налогоплательщик) подлежит обязательной  постановке на учет в налоговых органах. Так, согласно статье 23 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики обязаны встать на учет в органах федеральной налоговой службы Российской Федерации. Банки открывают счета организациям только после представления документа, подтверждающего постановку налогоплательщика на учет в налоговом органе и в пятидневный срок сообщают в этот налоговый орган об открытии указанных счетов.

 

Объекты налогообложения

 

Часто наши некоммерческие организации недоумевают, как же так мы организация бесприбыльная, некоммерческая, откуда у нас налоги. Все дело в том, ч то не только прибыль является объектом налогообложения, и не только прибыль от предпринимательской деятельности признается доходом организации. Объектов налогообложения много, они подробно рассмотрены в каждой главе налогового кодекса. 

К объектам налогообложения закон относит:

-прибыль (доходы)

-стоимость определенных товаров

-отдельные виды деятельности

-операции с ценными бумагами

-пользование природными ресурсами

-имущество юридических и физических лиц

-передачу имущества

-добавленную стоимость товаров, работ и услуг

-другие объекты, установленные законодательными актами.

 

Законодательно определено право налогоплательщиков пользоваться льготами по уплате налогов  и предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы. Таким образом, применение льгот - это  право  НКО, и в интересах некоммерческой организации использовать это право. Еще раз уточним, что это не обязанность и не норма кодекса, а право налогоплательщика, т.е. он может этим правом и не пользоваться. Это довольно интересный момент, с точки зрения управления- выбрать, что дороже – оплачивать квалифицированных сотрудников, которые построят правильную систему налогообложения организации с учетом всех льгот или не применять льготы, дейстоать по общей схеме, но и сотрудников для этого нужно меньше и их квалификации может быть просто хорошей, а не блестящей, а, соответственно, расходы на заработную плату меньше.

 

Действующее налоговое законодательство не предусматривает единой системы льгот для некоммерческих организаций. Однако организация может и должна организовывать свою деятельность, применяя возможные налоговые льготы, предусмотренные законодательством. Применение или неприменение льгот является управленческим решением, поэтому менеджеры некоммерческой организации должны знать, какими налоговыми льготами они могут воспользоваться. И речь здесь не идет о том, что каждый менеджер НКО должен знать детально всю систему налогообложения. Управление - процесс творческий, включающий в себя стадии планирования, организации, мотивации и контроля, поэтому менеджеру важно, применяя методы мотивации и контроля, спланировать и организовать процесс таким образом, чтобы обеспечить то налогообложение и применение всех тех льгот, которые необходимы данной организации в данный отрезок времени.

Следует обратить внимание, что НКО, осуществляющие свою деятельность на целевые средства, должны быть предельно внимательны и аккуратны в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности: при нарушении налогового законодательства и применении штрафных санкций происходит отвлечение целевых средств, что может привести к новым штрафам - уже за нецелевое использование целевых средств.

 

Целевые средства, полученные для осуществления конкретного проекта, должны быть израсходованы полностью на осуществление этого проекта. Средства, использованные не по назначению, относятся к внереализационным доходам, и с них удерживается налог на прибыль. Еще одна демонстрация того, что налогообложение может возникать не только в предпринимательской деятельности. Значит, для управления необходимо знать общие

вопросы системы налогообложения, которые касаются вашей конкретной организации.

 

 

Изучение возможностей и правил бухгалтерского учета  и налогообложения важно не только с точки зрения знания о том, какую информацию можно получить из бухгалтерии, но и потому, что ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства несет руководитель организации. Главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю, несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухучета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Сама система бухгалтерского учета и ее принципы могут служить основой для построения системы сбора и учета информации для управленческого учета, т.е. для финансового управления.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
E-mail :

Пароль :
запомнить