Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
ООО "АБФ  "Ренессанс"
Независимый взгляд на ваш бизнес
  наши телефоны: +7 (495) 726-47-08
  e-mail: abf-renessans@mail.ru

 

« Назад

Инвентаризация активов и обязательств  21.12.2014 14:02

Основные цели инвентаризации.   Основными целями инвентаризации, определенными законодательно, являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств. 

Несмотря на то, что составление графика документооборота, проведение инвентаризации и ревизия деятельности находятся в компетенции руководителя или (в случае ревизии) высшего органа управления, финансовому менеджеру важно принимать участие в планировании всех этих процессов, чтобы в результате получить необходимые данные для финансово-экономического анализа и финансового планирования на будущее. Таким образом, формируется еще группа внутренних целей инвентаризации для некоммерческой организации: осуществление контроля за имеющимися ресурсами;получение информации для финансово-экономического анализа и планирования на будущее;оценка и документальное подтверждение ресурсов организации, которые могут быть внесены в качестве собственного вклада НКО в планируемые проекты. Для того чтобы организовать процесс проведения инвентаризации с максимальной пользой и отдачей для некоммерческой организации важно понять, как этот вопрос регулируется законодательно, чтобы определить какую информацию можно получить в результате этого процесса, на каком этапе, каким образом ее собирать и обрабатывать.

 Порядок проведения инвентаризации.

 Согласно законодательству организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

 Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученное в безвозмездное пользование и т.д.), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.В некоммерческих организациях часто составляются договоры на пользование имуществом, а также договорами целевого финансирования предусматривается, что имущество, приобретаемое по проекту, не является собственностью организации и может быть изъято донором. В этом случае инвентаризация всего этого имущества производится отдельно.Особенностью некоммерческой организации является наложение донорами ограничений по использованию имущества. Например, если в договоре о гранте указано, что по окончании срока проекта оборудование, приобретенное на средства гранта, должно использоваться на уставную деятельность, не связанную с извлечением дохода, то инвентаризация такого имущества, даже если оно находится в собственности организации, также производится отдельно.Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу. Порядок проведения инвентаризаций, их количество, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д. определяются руководителем организации. Порядок должен быть закреплен в учетной политике организации, а также в распоряжении руководителя о проведении инвентаризации в конкретные сроки. 

Обязательная инвентаризация.

Законодательно предусмотрены ситуации, когда проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    В ходе инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реально учтенных финансовых обязательствах. Описи и акты оформляются в двух экземплярах. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами для бухгалтерского учета. Поэтому задача инвентаризационной комиссии - наиболее полно и точно внести в описи данные о фактическом имуществе и финансовых обязательствах, а затем правильно и своевременно оформить материалы инвентаризации. Инвентаризационные описи можно заполнять как от руки чернилами или шариковой ручкой, так и с использованием средств компьютерной техники. В любом случае в них не должно быть помарок и подчисток. В период проведения инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения устранить выявленные ошибки. Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета - неправильные записи зачеркиваются, а над ними проставляется правильная запись. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строчки. На последних страницах они прочеркиваются. Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т.д.). Инвентаризация ценностей должна проводиться в порядке их расположения в данном помещении. Если инвентаризационная опись или акт составляется на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них. В конце каждой страницы описи следует прописью указать: - число порядковых номеров материальных ценностей; - общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Такая запись позволяет исключить возможность внесения в составленный документ несанкционированных изменений после его подписания членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку, после которой подписываются все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Если инвентаризация имущества проводится в связи со сменой материально ответственных лиц, работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а работник, сдавший это имущество, - в его сдаче.

В соответствии с Инструкцией N 70н результаты инвентаризации оформляются следующими актами:

- Акт инвентаризации ценных бумаг (ф. 0511817);

- Акт инвентаризации остатков на счетах денежных средств (ф 0511828);

- Акт инвентаризации задолженности по ссудам (кредитам) (ф. 0511829);

- Акт инвентаризации (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов;

- Акт инвентаризации (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0511832);

- Акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0511837);

- Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0511838);

- Акт инвентаризации расчетов по доходам и платежам (ф. 0511840);

- Акт о результатах инвентаризации (ф. 0511835).

В Акте о результатах инвентаризации указываются номера и даты актов инвентаризации (сличительных ведомостей) на основании которых он составлен. Данные результатов проведенной в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).   Инвентаризационные документы хранятся не менее 5 лет.  

Основания, по которым результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными:

• отсутствие материально ответственного лица при проведении инвентаризации;

• отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации;

• неоговоренные исправления в инвентаризационных описях;

• инвентаризационные описи оформлены не в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным документам.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
E-mail :

Пароль :
запомнить