« НазадИнвентаризация активов и обязательств 21.12.2014 14:02Основные цели инвентаризации. Основными целями инвентаризации, определенными законодательно, являются:
Несмотря на то, что составление графика документооборота, проведение инвентаризации и ревизия деятельности находятся в компетенции руководителя или (в случае ревизии) высшего органа управления, финансовому менеджеру важно принимать участие в планировании всех этих процессов, чтобы в результате получить необходимые данные для финансово-экономического анализа и финансового планирования на будущее. Таким образом, формируется еще группа внутренних целей инвентаризации для некоммерческой организации: осуществление контроля за имеющимися ресурсами;получение информации для финансово-экономического анализа и планирования на будущее;оценка и документальное подтверждение ресурсов организации, которые могут быть внесены в качестве собственного вклада НКО в планируемые проекты. Для того чтобы организовать процесс проведения инвентаризации с максимальной пользой и отдачей для некоммерческой организации важно понять, как этот вопрос регулируется законодательно, чтобы определить какую информацию можно получить в результате этого процесса, на каком этапе, каким образом ее собирать и обрабатывать. Порядок проведения инвентаризации. Согласно законодательству организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученное в безвозмездное пользование и т.д.), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.В некоммерческих организациях часто составляются договоры на пользование имуществом, а также договорами целевого финансирования предусматривается, что имущество, приобретаемое по проекту, не является собственностью организации и может быть изъято донором. В этом случае инвентаризация всего этого имущества производится отдельно.Особенностью некоммерческой организации является наложение донорами ограничений по использованию имущества. Например, если в договоре о гранте указано, что по окончании срока проекта оборудование, приобретенное на средства гранта, должно использоваться на уставную деятельность, не связанную с извлечением дохода, то инвентаризация такого имущества, даже если оно находится в собственности организации, также производится отдельно.Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу. Порядок проведения инвентаризаций, их количество, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д. определяются руководителем организации. Порядок должен быть закреплен в учетной политике организации, а также в распоряжении руководителя о проведении инвентаризации в конкретные сроки. Обязательная инвентаризация. Законодательно предусмотрены ситуации, когда проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В ходе инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реально учтенных финансовых обязательствах. Описи и акты оформляются в двух экземплярах. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами для бухгалтерского учета. Поэтому задача инвентаризационной комиссии - наиболее полно и точно внести в описи данные о фактическом имуществе и финансовых обязательствах, а затем правильно и своевременно оформить материалы инвентаризации. Инвентаризационные описи можно заполнять как от руки чернилами или шариковой ручкой, так и с использованием средств компьютерной техники. В любом случае в них не должно быть помарок и подчисток. В период проведения инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения устранить выявленные ошибки. Ошибочные записи исправляются во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета - неправильные записи зачеркиваются, а над ними проставляется правильная запись. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строчки. На последних страницах они прочеркиваются. Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т.д.). Инвентаризация ценностей должна проводиться в порядке их расположения в данном помещении. Если инвентаризационная опись или акт составляется на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них. В конце каждой страницы описи следует прописью указать: - число порядковых номеров материальных ценностей; - общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Такая запись позволяет исключить возможность внесения в составленный документ несанкционированных изменений после его подписания членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку, после которой подписываются все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Если инвентаризация имущества проводится в связи со сменой материально ответственных лиц, работник, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а работник, сдавший это имущество, - в его сдаче. В соответствии с Инструкцией N 70н результаты инвентаризации оформляются следующими актами: - Акт инвентаризации ценных бумаг (ф. 0511817); - Акт инвентаризации остатков на счетах денежных средств (ф 0511828); - Акт инвентаризации задолженности по ссудам (кредитам) (ф. 0511829); - Акт инвентаризации (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов; - Акт инвентаризации (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0511832); - Акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0511837); - Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0511838); - Акт инвентаризации расчетов по доходам и платежам (ф. 0511840); - Акт о результатах инвентаризации (ф. 0511835). В Акте о результатах инвентаризации указываются номера и даты актов инвентаризации (сличительных ведомостей) на основании которых он составлен. Данные результатов проведенной в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26). Инвентаризационные документы хранятся не менее 5 лет. Основания, по которым результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными: • отсутствие материально ответственного лица при проведении инвентаризации; • отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации; • неоговоренные исправления в инвентаризационных описях; • инвентаризационные описи оформлены не в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным документам. КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |