Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
ООО "АБФ  "Ренессанс"
Независимый взгляд на ваш бизнес
  наши телефоны: +7 (495) 726-47-08
  e-mail: abf-renessans@mail.ru

 

« Назад

Источники финансирования и учет затрат  18.01.2015 21:23

Деятельность российского третьего сектора направлена на привлечение средств и направление их для достижения общественно полезных целей. Вопрос финансирования третьего сектора - это вопрос, от которого напрямую зависит его будущее. Материальное и финансовое положение НКО во многом определяется их особенностями. Привлечение средств из различных источников, с одной стороны, обеспечивает независимость третьего сектора, с другой, ведет к нестабильному характеру финансирования, постоянной ограниченности денежных средств и невозможности создания стабильной  материальной базы.

 

Возможность привлечения средств из различных источников непосредственно связана с профилем некоммерческой организации, с  профессионализмом, опытностью и инициативностью ее сотрудников, а также политической и экономической ситуацией в регионе, его открытостью для международных связей, отраслевой спецификой территории. Мировой опыт функционирования третьего сектора свидетельствует: в различных странах значимость тех или иных источников его финансирования ощутимо различается.

 

Раз уж мы заговорили о мировом опыте, стоит заметить, что некоммерческие организации в России понятие неидентичное зарубежному аналогу «неприбыльные организации» (not-for-profit).

Согласно федеральному закону “О некоммерческих организациях” (Федеральный закон №7-ФЗ от 12.01.96) “некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.”

 

Законодательство, определяет различные источники формирования имущества НКО.

 

            Согласно статье 26 федерального закона “О некоммерческих организациях”:

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

            регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

            добровольные имущественные взносы и пожертвования;

            выручка от реализации товаров, работ, услуг;

            дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

            доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

            другие не запрещенные законом поступления.

 

 

Определенные законодательством источники  формирования имущества НКО не отражают реальности, так как большая часть привычных для российского третьего сектора привлекаемых средств относится к категории «прочие».

Приведем более привычную структуру доходов некоммерческих организаций.

 

В  зависимости от источника поступления средств можно выделить следующие виды доходов НКО:

Средства, полученные от участников, членов организации,

Средства, получаемые от бизнес-стркутур,

Средства, получаемые от государства,

Средства, привлекаемые от других НКО,

Средства, получаемые от населения,

Средства, привлекаемые от иностранных и международных объединений в виде грантов, безвозмездной помощи (содействия).

 

Более конкретно и привычно для менеджеров некоммерческих организаций все эти источники могут быть представлены  в виде следующего, далеко не полного перечня:

 

Членские взносы

Проведение благотворительных мероприятий

Хозяйственная деятельность: платные услуги, реализация продукции, договорные работы

Гранты

Средства местного бюджета

Средства из бюджетных и внебюджетных фондов

Участие в государственных (региональных) целевых программах

Сбор пожертвований

И т.д.

           

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Все перечисленные источники  при неграмотном оформлении могут быть отнесены в соответствии с законодательством РФ к прибыли или внереализационным доходам, которые учитываются в составе прибыли.

Поэтому понятие некоммерческой организации в нашей стране неравнозначно понятию  «бесприбыльная»- почти любая организация будет иметь прибыль или убыток в ходе осуществления своей деятельности.

 

            Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. В Законе «О некоммерческих организациях» сказано, что такой деятельностью признаются «приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.»

 

Таким образом, некоммерческие организации могут иметь прибыль и в процессе деятельности организаций прибыль образуется, но создаются НКО для других целей, отличных от получения прибыли.

 

Исходя из этого определения источники финансирования некоммерческих организаций можно разделить на две большие категории:

  1. Осуществление целевой проектной деятельности на  безвозмездно полученные средства от разных доноров
  2. Оказание услуг на возмездной основе  (хозяйственная деятельность на принципе самофинансирования)

 

В зависимости от привлекаемых источников доходов выделим два типа некоммерческих организаций:

  • организации, которые  не ставят целью извлечение прибыли, но имеют обороты по реализации товаров и услуг и направляют выручку на осуществление своих уставных задач;
  • организации, которые не имеют оборотов по реализации и существуют только на целевые поступления и на средства целевого финансирования.

 

Финансовое управление, организация и ведение бухгалтерского учета в организациях первого типа совпадает с управлением и ведением учета в коммерческих организациях,  организации второго типа имеют существенные

отличия. Эти отличия выражаются как в способах привлечения финансирования так и в способах отражения и учета расходов по проектной деятельности.

 

Как уже было сказано выше, по закону некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью одновременно с программной деятельностью, осуществляемой на целевые средства. Необходимым требованием является ведение раздельного учета  целевых доходов и расходов от доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.

В любой организации постоянно совершается кругооборот средств,  ресурсов. Вложение средств в целях осуществления проектов и программ НКО, а также оказания работ и услуг на возмездной основе, если НКО ведет хозяйственную деятельность, характеризует кругооборот средств.

Обеспечение денежных поступлений, необходимых для произведения необходимых расходов, своевременное выполнение финансовых обязательств, формирование доходов является важнейшей стороной деятельности организации.

В общем случае все возможные поступления и их использование можно представить в виде схемы. В этой схеме отражены доходы и расходы некоммерческой организации, которая занимается и хозяйственной деятельностью или получает доходы, которые не могут быть признаны целевыми поступлениями с точки зрения действующего законодательства. В этом случае они являются либо выручкой, либо внереализационным доходом. Все поступающие средства для целей финансового управления являются денежными поступлениями. Денежным доходом будет являться эта же сумма за вычетом налога на добавленную стоимость и акциза, если подобные поступления подлежат обложению НДС и акцизом  в соответствии с нормативными актами. Валовым доходом  с точки зрения экономической теории признается денежный доход за вычетом всех расходов на осуществление проектов и хозяйственной деятельности за исключением расходов на оплату труда. Чистый доход отличается от валового на сумму расходов на заработную плату, а чистый доход, уменьшенный на сумму отчислений во внебюджетные фонды и другие платежи в бюджет, включаемые в себестоимость, образует прибыль некоммерческой организации. Даже при отсутствии поступлений выручки в организации может образовываться прибыль за счет внереализационных доходов. К ним в некоммерческой организации относятся: доходы по депозитам, займам, кредитам, от валютных операций, проценты от вложений в ценные бумаги, а также непредусмотренные доходы, возникающие в практике хозяйственной деятельности: штрафы, пени, неустойки и другие поступления от экономических санкций и прочие поступления. 

Выручка от реализации

Целевое финансирование и целевые поступления

Поступления от внереализационных операций

 

Денежные поступления

 

НДС и Акцизы

Денежные доходы

Материальные  и приравненные к ним затраты

Прочие  общехозяйственные затраты (кроме оплаты т руда) в т.ч. административные расходы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямые целевые  расходы

 

 

 

Валовой доход

Оплата труда

 

 

 

Чистый доход

Отчисления по обязательному страхованию и другие платежи в бюджет

Прибыль

Уплата налогов

Уплата штрафов

Использование прибыли

Себестоимость

 

 

 

Структурно-логическая модель денежных поступлений, формирования и использования доходов организации.

Входящие денежные потоки по их источникам можно разграничить на внутренние и внешние.

Если средства поступают из каких-либо источников внутри самой организации они относятся к внутренним.

 

Поступление средств за счет ресурсов доноров, банков, от сторонних благотворителей услуг свидетельствует об использовании внешних источников.

Структура входных денежных потоков зависит от сферы деятельности и организационно-правовой формы организации. В большинстве российских НКО значительная часть  финансовых ресурсов, поступает за счет их внешних источников.

Внутренние денежные поступления, согласно действующей практики учета и отчетности включают:

1)      членские взносы

2)      вступительные взносы учредителей

3)       выручку от реализации продукции, работ и услуг;

4)       выручку от прочей реализации;

5)       доходы от внереализационных операций.

Выручка от реализации продукции, работ и услуг зависит от основной деятельности предприятий. Поэтому она составляет основную долю во внутренних денежных поступлениях.

На предприятиях могут реализоваться продукция подсобного сельского хозяйства, ненужные и излишние остатки сырья, полуфабрикаты и другие материалы, выбывшие основные фонды, нематериальные активы и другое имущество. Они могут реализоваться по свободным отпускным ценам. Такого рода денежные поступления предприятий относятся к выручке от прочей реализации.

В командно-административной экономике, когда еще не было реального финансового рынка, было вполне оправданным введение в классификацию денежных поступлений дохода от внереализационных операций. Действительно, в тот период на предприятиях почти не было доходов от ценных бумаг, кроме как от государственных облигаций, которые занимали совершенно незначительный удельный вес в общих денежных поступлениях. В основном, доходы от внереализационных поступлений формировались за счет штрафов и пени, прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году, списанной ранее безнадежной задолженности, погашенной в истекшем периоде. Однако, в условиях рыночной экономики, когда функционирует и развивается финансовый рынок, и предприятия осуществляют финансовые инвестиции, целесообразно ввести в классификацию денежных поступлений "доходов от финансово-инвестиционной деятельности" отдельно от "доходов от внереализационных операций".

Штрафы, пени, неустойки возникают вследствие нарушения финансовых и хозяйственных обязательств предприятий из-за несоблюдения законодательства и условий договоров, которые имеют место в практике хозяйствования и финансовой деятельности предприятий. Кроме того, в течении года могут выявляться прибыль и доходы прошлых лет, погашаться ранее списанная как безнадежная дебиторская задолженность. Все эти поступления относятся к доходам от внереализационных операций, которые в финансовых планах предприятий не предусматриваются, хотя, они включаются в состав их балансовой прибыли.

Таким образом, денежные поступления организаций играют важную роль в кругообороте средств. Формируя доходы и фонды денежных средств, тем самым они создают экономические условия для нового кругооборота средств.

 

Внешние денежные поступления включают:

  • целевые поступления;
  • целевое финансирование;
  • займы и кредиты,
  • прочие поступления.

 

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций относятся:

пожертвования,

имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

средства, полученные в рамках благотворительной деятельности;

использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

 

К средствам целевого финансирования некоммерческих организаций относятся средства, полученные некоммерческой организацией и использованные по назначению, определенному источником целевого финансирования:

в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

в виде полученных грантов.

 

Некоммерческие организации для осуществления своей деятельности могут привлекать на возвратной основе займы и кредиты от банков, государственных и коммерческих структур.

 

К прочим внешним поступлениям относятся все другие виды поступлений от сторонних организаций и лиц. Например, взносы  от участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), средства безвозмездной технической помощи (содействия) и т.д.

 

Выше мы говорили в основном о видах денежных поступлений, но некоммерческие организации привлекают ресурсы не только в виде денег, поэтому говоря об источниках финансирования НКО важно выделить и источники иной финансовой поддержки.

 

Для более детального рассмотрения этого вопроса нам потребуется для начала выделить спектр ресурсов, которыми может располагать некоммерческая организация при осуществлении своей деятельности.

 

Ресурсы организации:

 

  • Человеческие
  • Финансовые
  • Материально-технические
  • Информационные
  • Организационные
  • Научные
  • Временные

           

Любая поддержка, которая пополняет или обеспечивает НКО вышеперечисленными ресурсами будет являться источником финансирования деятельности некоммерческой организации.

Мы говорили о том, что финансы - это деньги, но в случае неденежного финансирования это тот объем денег, который понадобится организации, чтобы восполнить то, что она получает «бесплатно».  

 

В этом случае входящие финансовые потоки, точно также, как и денежные, можно  разграничить на внутренние и внешние по их источникам.

 

К внешним, например, можно отнести предоставление бесплатной или льготной аренды, передача оборудования на безвозмездной основе от сторонних организаций или частных лиц, бесплатный доступ в Интернет, бесплатное размещение информации об организации в средствах массовой информации и т.д.

 

К внутренним, в первую очередь, будет отнесен труд добровольцев, использование оборудования, принадлежащего участникам и членам организации и т.д.

 

В курсе «общее управление НКО» мы уже рассматривали возможные источники привлечения средств по другой классификации - в зависимости от донора, предоставляющего поддержку:

  • поддержка со стороны государства;
  • поступления от российских бизнес - структур;
  • частные пожертвования от российских граждан;
  • зарубежная помощь;
  • собственная деятельность организаций третьего сектора.

 

 

Поддержка со стороны государства как в денежном так и неденежном виде:

 

  • государственный и муниципальный социальный заказ;

размещение государственных заказов на выполнение социальных услуг

поддержка проектов и программ независимых некоммерческих организаций в рамках государственных муниципальных программ

координация деятельности и совместная разработка программ

 

  • государственное социальное спонсорство

предоставление льгот по налогам НКО,

безвозмездная передача государственного  имущества

предоставление льготных кредитов

информационная помощь (техническая поддержка)

 

  • стимулирование социальной активности прямым финансированием

субсидии,

муниципальные гранты

бюджетное финансирование

 

  • поощрение негосударственных корпоративных и индивидуальных спонсоров, например, предоставление  налоговых льгот организациям, поддерживающим НКО.

 

 

Коммерческие структуры поддерживают проведение акций и мероприятий НКО, в первую очередь путем оплаты выставленных счетов, а не прямым перечислением средств на счета некоммерческих организаций.

Еще одной распространенной формой была уплата части прибыли в благотворительные организации, вместо уплаты в местный бюджет. Но это актуально только для благотворительных организаций, во многих регионах к тому же, получивших паспорта благотворительности.

 

Таким образом, можно выделить следующие виды финансовой поддержки от бизнес-структур:

  • прямое финансирование в виде благотворительной помощи или пожертвований,
  • оплаты части расходов по проводимым мероприятиям (например, оплата призов для участников благотворительных конкурсов),
  • предоставление собственных услуг  или продукции на безвозмездной основе (например, частная  юридическая фирма может предоставить клиентам НКО или самой НКО определенное количество часов юридических консультаций бесплатно).

 

 

 

Частные пожертвования от российских граждан в большинстве случаев не оказывают существенного влияния на финансовое положение некоммерческой организации, если только это не специально организованный сбор средств в пользу конкретного лица или на конкретное дело. Тем не менее можно выделить следующие виды помощи от частных лиц:

  • денежные пожертвования,
  • пожертвования в виде имущества (оборудования, одежды, книг, игрушек и т.д. для целей выполнения программ НКО).
  • передача имущества по завещанию,
  • передача имущества в пользование некоммерческой организации (в основном от ее участников и членов).

 

Значимым каналом финансирования деятельности российского третьего сектора является зарубежная помощь в виде денежных средств, имущества или услуг.

Эти средства представляются на определенные, четко проработанные цели в виде:

  • грантов,
  • безвозмездной помощи (содействия),
  • технической поддержки,
  • гуманитарной помощи,
  • благотворительной помощи.

 

 

Какими бы источниками государственного или зарубежного финансирования не располагали структуры третьего сектора, с опытом их руководители убеждаются в том, что ни один из рассмотренных каналов не гарантирует организации стабильности. Относительную уверенность в ближайшем будущем может обеспечить только собственная деятельность, поэтому рано или поздно все добровольные организации сталкиваются с необходимостью учиться зарабатывать хотя бы на собственное содержание.

 

 

Собственная деятельность организаций третьего сектора как источник формирования имущества может быть представлена следующими основными видами:

сдача имущества в аренду,

оказание платных услуг,

реализация продукции собственного производства,

получение процентов по депозитным счетам,

получение дохода по ценным бумагам,

получение прибыли от участия в хозяйственных обществах.

 

 

В качестве источников финансовых ресурсов в любой организации используются как собственные, так и заемные средства. Финансовый менеджер должен выбирать источники, предварительно оценив стоимость этих ресурсов, степень финансового риска, возможные последствия на финансовое состояние организации. И здесь перед финансовым менеджером постоянно встает ряд важных вопросов: за счет каких источников покрыть недостаток финансовых средств, каково должно быть соотношение заемных и собственных средств, какая степень риска привлечения заемных средств допустима, какие будут последствия от привлечения тех или иных источников средств.

Привлечение платных финансовых ресурсов сопряжено с анализом эффективности. Если организация оказывает платные услуги , то если рентабельность производства выше банковского процента, то привлечение кредитов выгодно, так как расширение производства в связи с привлечением заемного капитала увеличивает общую массу прибыли. И наоборот, если банковский процент выше уровня рентабельности производства, то не только вся полученная прибыль, но и часть собственных средств идет на погашение платы за использование заемных средств. Однако не все организации оказывают платные услуги, кроме того, даже если и оказывают не всегда эти услуги рентабельны. Поэтому характерным для НКО целесообразно привлекать заемные средства не для решения текущих проблем, а в качестве долгосрочных инвестиций под реально эффективные проекты.

То же самое относится и к задолженности предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами - после наступления срока платежей задолженность можно рассматривать как платное кредитование предприятия государством.

Кредиторскую задолженность перед персоналом и поставщиками (в силу сложившейся договорной практики в договорах, как правило, не оговариваются штрафные санкции за просрочку платежей) можно рассматривать как относительно дешевые источники финансовых ресурсов. Относительность определяется косвенными последствиями.

В первом случае при накапливании задолженности поставщики могут прекратить поставки, и предприятию придется искать альтернативных, зачастую более дорогих поставщиков. При увеличении срока задержки выплаты заработной платы нарастает социальная напряженность, увеличивается вероятность забастовочного движения, срыва производственной программы, оттока квалифицированного персонала и т.д.

 

С введением в действие  25 главы Налогового кодекса  по налогу на прибыль важным с точки зрения привлечения средств стало строгое определение поступающих средств и отнесение их к налогооблагаемому доходу, или доходам, которые не подлежат обложению налогом на прибыль.

Выше мы уже выделяли средства целевого финансирования и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций как возможные источники средств некоммерческой организации. 

Руководителю организации и менеджерам отдельных направлений необходимо знать о том, какие возможности  существуют, чтобы планировать деятельность  с наименьшими потерями. Важно знать, будут ли средства облагаться налогом на прибыль и закладывать в бюджет проекта (организации) статью расхода по уплате налога на прибыль, или еще на первичном этапе планирования деятельности решать каким образом должны оформляться поступающие средства.

 

Обратимся к положениям 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации. Следует, однако, иметь в виду, что так как законодательство постоянно изменяется эту информацию можно принимать во внимание, лишь как пример сегодняшнего дня, однако следует следить за изменениями законодательства, разъяснениями МНС, арбитражной практикой и т.д.

Какие же источники средств некоммерческой организации предусмотрены законодательством, как необлагаемый налогом доход НКО.

 

Налоговый Кодекс РФ, Часть 2, глава 25

 

Статьей 251 Налогового Кодекса РФ, Часть 2, глава 25 определено, что

при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

  • имущество и (или) имущественные права, полученные в пределах первоначального взноса участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

 

  • средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";

 

Следует отметить, что данный пункт относится не только к некоммерческим организациям, но и к другим юридическим лицам, независимо от организационно-правовой формы.

 

  • средства, поступившие по договору комиссии, агентскому договору и (или) другому аналогичному договору в пользу доверителя, в том числе суммы положительных курсовых разниц по расчетам в иностранной валюте по договорам с поставщиками товарно-материальных ценностей, работ, услуг, заключенным по поручению доверителя, за исключением сумм вознаграждений и сумм, подлежащих выплате поверенному в счет возмещения произведенных им затрат;

 

 

 

 

  • имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования. При этом организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

 

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования:

ü  в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

ü  в виде полученных грантов;

ü  в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ü  в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

ü  в виде средств дольщиков, аккумулированных на счетах организации-застройщика;

ü  в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;

ü  в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда. Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

ü  в виде средств, полученных атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

 

 

  • безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, оборудование, используемое исключительно в образовательных целях;

 

 

  • целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

ü  вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

ü  имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

ü  суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

ü  средства, полученные в рамках благотворительной деятельности;

ü  совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

ü  пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

ü  использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

ü  отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений);

ü  средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

ü  использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

 

Ведение учета доходов и расходов указанных целевых поступлений, а также сумм доходов и расходов от иной деятельности в организации производится раздельно.

 

 

Учет затрат.

Итак, определив, какими источниками финансирования располагают некоммерческие организации перейдем к вопросу о том, как эти средства расходуются в НКО.

Критерий для принятия любого управленческого решения - сокращение или увеличение издержек, которые вызовет это решение. То есть - предельные издержки.

Оперативное управление  организацией осуществляется с помощью учета общих затрат. Инструментом является учет затрат по видам и центрам возникновения.

Центры возникновения затрат – это места понесения расходов. Они должны быть замкнутыми центрами ответственности.

Затраты по своей структуре отвечают бухгалтерским затратам. Они описывают, какие расходы понесены или должны быть понесены.

Процесс сбора, учета и анализа затрат можно легко проследить на схеме

 

Оплата труда

Расход материалов

Износ обору-дования

Расходы по управ-лению

Расходы по рекламе

Налоги, сборы, отчисления

ß                                 ß                     ß                     ß                     ß                     ß

 

Затраты

ß

Оперативный Учет

ß

Классификация (распределение затрат)

ß

Определение себестоимости (цены) работы

ß

Анализ эффективности, выявление «узких» мест

 

ßвыводыß

 

Планирование на будущее

 

 
Основными задачами учета затрат являются:

 

  • своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат

 

  • исчисление себестоимости отдельных видов и всей продукции

 

  • контроль рационального использования материальных, трудовых и  финансовых ресурсов

 

Рассмотрим основные виды классификации затрат. Деление затрат по центрам ответственности (или местам возникновения затрат)  также является одним из классификационных признаков.

 

Классификация затрат осуществляется в следующих разрезах::

ü  по отношению к себестоимости

 

прямые          косвенные

 

ü  по экономической роли

 

основные      накладные

 

ü  по отношению к объему производства

 

постоянные   переменные

 

 

ü  по видам продукции, работ, услуг

 

ü  по месту возникновения затрат

 

филиал           офис               программа

 

ü  по направлениям, по отношению к процессу

 

программные

 

 административные  / общехозяйственные             

 

производственные (хозяйственные)

 

расходы по реализации

 

коммерческие расходы

 

ü  по экономическим элементам

 

материальные затраты

 

затраты на заработную плату

 

отчисления в ПФР и на соцстрах

 

отчисления на обязательное медицинское страхование

 

на амортизацию основных фондов

 

прочие расходы

 

ü  по статьям затрат

 

материалы

 

расходы на оплату труда

 

отчисления во внебюджетные фонды

 

расходы по содержанию оборудования

 

общепроизводственные расходы

 

потери от брака

 

общехозяйственные расходы

 

коммерческие расходы

 

 

При формировании перечня статей, включаемых в бюджеты  некоммерческая организация должна помнить о том, что даже для самой сложной и многоступенчатой структуры 15 статей затрат больше, чем достаточно. При выборе  метода группировки и классификации  важно не применять все возможные, а найти наиболее оптимальный для целей управления вариант. Т.е. выбрать группу статей при применении которой для учета затрат организации проще всего осуществлять оперативное управление, изменять структуру расходов, принимать управленческие решения, составлять отчеты.

Выбрать этот перечень важно, чтобы не загромождать данные учета. Так как учет является информационной базой для управления.

 

Антипримером  неудобного выбора методологии учета затрат является подробный  бюджет организации с разбивкой по каждому проекту,  с набором из 50 и более статей, половина из которых дублируют друг друга. Например,  заработная плата, оплата труда консультантов, оплата привлеченных специалистов и т.д. Работать с таким бюджетом очень сложно, а принимать оперативные управленческие решения просто невозможно.

В этой связи, хотелось бы еще раз напомнить, что требование раздельного учета по каждому из источников  целевых средств вовсе не требует введения отдельной статьи в общий бюджет для целей управления.

 

НКО нужно выбрать группу статей и все бюджеты разных проектов формировать в соответствии с этой группировкой. С таким бюджетом достигнуть целей финансового управления гораздо проще.

Вот, например, как может выглядеть смета организации в целом, с разбивкой по разным проектам.

 

Статья расхода/источник финансирования

Членские взносы

Фонд А

Частные пожертвования

Итого

Оплата труда

100

2000

500

2600

Оборудование

 

 

1000

1000

Аренда

1500

 

 

1500

Проведение  конференции

 

2500

 

2500

Расходные материалы

 

500

600

1100

Коммуникационные расходы

100

500

100

700

Итого

1700

5500

2200

9400

 

 

 

 

 

А вот как может выглядеть тот же самый бюджет, если группа расходов не определена в целом по организации, а составляется отдельный бюджет по разным проектам.

Статья расхода

Сумма

Членские взносы на проект 1

 

Оплата труда

100

Аренда

1500

Расходы на связь

100

Итого

1700

Проект Фонда А

 

Заработная плата персонала

2000

Проведение  конференции

2500

Расходные материалы

500

Коммуникационные расходы

500

Итого

5500

Проект 3 на средства  частных пожертвований

 

Привлеченные специалисты

500

Оборудование

1000

Офисные материалы

600

Оплата телефона

100

Итого

2200

ВСЕГО

9400

 

В классификации приведенной выше, не представлена часть терминологии, которая довольно часто встречается в требованиях  финансирующих агентств. Допустимые, недопустимые, фактические, обоснованные расходы.  Это деление  является важным для принятия управленческих решений по вопросам соблюдения требований доноров. Обратимся к характеристикам этих расходов.

 

Допустимые расходы

При составлении бюджетов и осуществлением платежей по проектам/программам НКО руководствуется следующими критериями и методами определения допустимости расходов:

 

В соответствии с выделяемыми средствами, расходы считаются допустимыми, если они:

  • обоснованы для выполнения работ по проекту/программе;
  • соответствуют любым ограничениям или исключениям, установленным финансирующей организацией;
  • определены в соответствии с принципами бухгалтерского учета РФ,
  • адекватно оформлены.

 

В качестве примера приведем перечень недопустимых расходов при реализации деятельности в рамках финансирования, полученного от АМР США:

  • Расходы на рекламу, кроме

-         найма персонала;

-         поставки товаров и оказания услуг;

-         реализации остатков материалов, приобретенных для выполнения заказа, за исключением тех случаев, когда для организации оплачивают реализацию за оговоренную ранее сумму;

  • Безнадежные долги;
  • Отчисления и субсидии другим организациям, не предусмотренные программой
  • Отчисления в резерв на покрытие чрезвычайных потерь, или схожий резерв, на случай событий, происшествий, время, сила, гарантия возникновения которых не может быть предсказана;
  • Стоимость развлечений, культурно-просветительских мероприятий, денежные подарки;
  • Штрафы и неустойки другим организациям;
  • Расходы, отнесенные на выплату процентов за заемный капитал, или за временное пользование благотворительным фондом;
  • брокерская комиссия, оплата учредителям и организаторам по вопросам управления, юристам, бухгалтерам, консультантам по вопросам инвестирования (штатные сотрудники и внештатные), и другие расходы, связанные  с учреждением организации или ее реорганизацией (если иное не определено финансирующей организацией\грантовым соглашением);
  • Деятельность, направленная на воздействие на членов парламента или правительства.

 

Обоснованные расходы

Расходы считаются обоснованными, если они не превышают суммы, которая была бы затрачена лицом в разумных целях и на условиях, превалирующих на момент принятия решения.

При определении обоснованности расходов учитывается следующее:

являются ли расходы нормальными рыночными и нeo6xoдимыми для деятельности организации или для выполнения программы или проекта;

ограничения или требования, введенные на основе общепринятой практики деловых отношений, заключения коммерческих сделок, соответствующих законов и инструкций, а также условий финансирующей организации;

степень ответственности при принятии решений в отношении произведения расходов.

 

Фактические расходы

Расходы считаются фактическими

если они рассматриваются последовательно с другими расходами, понесенными в идентичных условиях,

если расходы были понесены в соответствии с целями и задачами программы или проекта;

если они содействуют реализации проекта.

 

Прямые расходы

Прямыми расходами считаются расходы, которые могут быть включены в конечную стоимость работ. Прямые расходы небольших сумм могут рассматриваться как косвенные расходы.

 

Косвенные расходы

Косвенными расходами считаются те, которые были понесены для общих или совместных целей по разным проектам и программам. Они могут быть отнесены на себестоимость конкретных видов работ по проектам или программам.

Базовый период для распределения косвенных расходов определяется путем оценки времени, в котором такого рода расходы были понесены и накоплены для распределения по видам работ, выполненным в этот период. Базовый период обычно совпадает с финансовым годом организации.

 

Структура распределения расходов организации включает:

- общее управление и расходы на административные нужды;

- увеличение основных фондов организации;

- другие прямые функции, включая программы и проекты, выполняемые в рамках соглашений о грантах.

 

Неразделяемые общепроизводственные расходы организации - такие, как амортизационные расходы, расходы на аренду, эксплуатация производственных мощностей и эксплуатационные расходы, расходы за телефонные переговоры и т.д., пропорционально распределяются как прямые расходы по каждой категории и по каждому проекту, программе или другой деятельности, связанной с использованием соответствующих основных фондов. Доля общепроизводственных расходов по каждому проекту определяется главным бухгалтером совместно с координатором проекта/компонента и утверждается у директора организации.

Общее управление и расходы на административные нужды должны быть отнесены к косвенным расходам.

 

Распределение расходов

В учетной политике некоммерческие организации должны предусмотреть механизм распределения административных (общеорганизационных) расходов между проектами. Существует несколько основных способов распределения:

  • пропорционально доходу по проекту в единицу времени;
  • пропорционально сумме прямых расходов по проекту в единицу времени;
  • пропорционально времени действия проекта в единицу времени (Например, один проект длится 2 месяца в году, а второй выполняется в течение всего года, т.е. 12 месяцев. В этом случае сумма годовых административных расходов делится на 14, а при распределении на первый проект приходится 2/14, а на второй 12/14 годовых административных издержек) Этот способ целесообразно применять, если кратковременный проект является затратным, но не требует на себя отвлечения общехозяйственных ресурсов организации, а долговременный проект является малобюджетным. В противном случае происходит искажение отчетности;
  • равными долями между проектами (распространено в организациях зонтичного типа)
  • по установленным нормам. При этом нормы могут быть рассчитаны несколькими способами, один из которых фактический учет расходования в течении опытного периода. Например, два месяца ведется строгий учет телефонных переговоров по всем проектам и определяется фактическая сумма, расходуемая ежемесячно на каждый проект, распределяются площади арендуемого помещения на каждый из проектов, учитывается время занятости управленческого персонала по листам учета рабочего времени. По окончании опытного периода устанавливаются нормы расходования по каждой бюджетной статье административного бюджета на  каждый из проектов. Неудобство этого способа заключается в том, что при появлении нового проекта все нормы должны быть пересмотрены.

 

В заключение  еще раз хотелось бы отметить, что возможных источников финансирования и способов отражения затрат множество, перечислить все невозможно, да и не нужно. Каждой некоммерческой организации важно определить способы привлечения средств и номенклатуру расходов для целей свой конкретной организации, для того, чтобы управлять этой организацией было легко и удобно. Именно в этом и заключается основная задача выбора возможных источников финансирования, учета, группировки и распределения расходов в некоммерческой организации. 



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
E-mail :

Пароль :
запомнить